четверг, 7 июня 2012 г.

Валяние. Змей Горыныч.





    Одним из моих недавних увлечений стало сухое валяние. Курсов, статей и видеороликов по валянию можно найти несчетное число, но что примечательно: везде рассказывается о типах шерсти и иглах, но мало где говорится  о технологии валяния той или иной вещи. Особенно в сухом валянии. В мокром чаще рассказывают и сколько слоев надо выложить, и в каком месте и когда делать разрезы. В сухом валянии это практически нигде не объясняют. Возможно, это связано с тем, что сухое валяние очень индивидуально, многие вещи зависят и от темперамента мастера, и от его внутреннего видения будущей работы. Но между тем, технология, или методика валяния все-таки существует. Правда, для каждого изделия она будет индивидуальна.
    И здесь я хотела бы рассказать о том, как я делала Змея Горыныча. Этот всем известный злодей русских сказок меня привлекал давно. Особенно сильно мне захотелось его сделать после выхода анимационного фильма "Добрыня Никитич и Змей Горыныч". Этот красный трехголовый дракон-вегетарианец меня просто покорил! Но как, из чего его сделать, я не знала, пока не научилась валять
    И тут я столкнулась с первой и основной проблемой - с чего начать? Конечно, этот вопрос не относился к поиску информации о прототипе будущей игрушки, благо, картинок в интернете на эту тему много. Важно было понять, с чего следует начать именно валяние. А начинать пришлось, как оказалось, с чертежа. Да, и для валяния нужен чертеж. Или хотя бы схема. Именно чертеж позволяет определить порядок и размеры будущей работы. 
   Да, именно чертеж определил размеры моего дракона. И связано это было с тем, что я хотела сделать дракона с открытой пастью, чтобы у Горыныча были видны зубы. Хорошо поразмыслив, я решила, что будущей голове необходим каркас. Собственно, если внимательно просмотреть скриншоты из мультфильма, то можно заметить, что вся голова Змея сводится в пасти и небольшому шарику под глаза. Правда, потом, уже в процессе валяния, мне пришлось добавить еще и переносицу - без нее вместо дракона получалась ворона. Каркас (лохматую мягкую проволоку) я замкнула в кольцо, сваляла в плоскости будущую челюсть, после чего сложила пополам, и потом уже выводила нижнюю и верхнюю челюсть, ориентируясь на рисунки. Затем добавилась собственно голова - шарик под глаза, уши и шею. Видимо, создатели мультфильма не предполагали, что у Горыныча еще и мозг должен был где-то поместиться.
    Выведя три головы, необходимо было решать вопрос с шеей. Мало того, что у Горыныча их три, так они еще и очень длинные - любой жираф умрет от зависти. Размер головы определил длину шеи, а значит, и всего дракона. Здесь опять пришлось использовать проволоку, причем очень жесткую, медную. У моего Горыныча шея 20 см. Для такой шеи мне пришлось взять два куска проволоки - 40 см и 60 см. Сорокасантиметровый кусок складываем пополам - это будет шея для двух боковых голов. Длинный же кусок проволоки свяжет воедино центральную голову, туловище и хвост. Но для этого необходимо было не только свалять сами шеи (предварительно прикрепив к ним головы), но и создать основу для туловища.
    В основе туловища у меня лежал шарик. Довольно большой, около 25 см в диаметре. Вокруг шарика обматывается проволока - прямо по пузу. В готовом, хорошо провалянном изделии, она не прощупывается, но создает достаточную жесткость.
   Здесь же, еще на подго-товительном этапе, необ-ходимо было вывести ноги дракона, и сформи-ровать попу. Иначе тяжелые головы на длинных шеях будут перетягивать игрушку, и она будет падать. Именно в этом месте я первый раз задумалась об анатомии. Какой бы фантазийной ни была игрушка, чтобы она казалась настоящей, необходимо учитывать не только то, как внешне выглядит зверь, но и то, что у него внутри, какой позвоночник. Эта мысль заставила меня сделать то, чего я не предполагала делать, когда начинала работу.
   У многих драконов на спине есть гребень, который обозначает их позвоночник. Я твердо знала, что у моего Горыныча никаких гребней не будет, поэтому шеи сделала круглыми. Но посмотрев на наполовину готовую работу, увидела, что дракон просто не похож! Пришлось вносить изменения. Хотя бы минимальные. Так у Горыныча появилась настоящая попа, и небольшой хребет на спине. Вернее три хребта, у самого низа шеи, они плавно выходят из шей и сходятся вместе. 
    После туловища переходим к хвосту. Он наполовину готов. Но только на половину. Чтобы вывести красивый хвостик, которым Горыныч мог бы шевелить, пришлось из мягкой проволоки снова делать каркас. Его я сложила стрелкой и приваляла к основному хвосту. Ту же процедуру пришлось повторить с руками. В кисти рук вставлена мягкая проволока, в сами руки - более твердая (чтобы удерживать в любом положении довольно тяжелую и грамоздкую ладонь). Последним элементом в валянии стали крылья. И снова по чертежу, и снова с каркасом - иначе не удержат форму, и двигаться не будут.
   После того, как все сваляно, остается последний, заключительный этап - глаза, зубы, когти. Их проще всего слепить из пластики и приклеить клеем. Единственная трудность - это нарисовать на довольно большом глазе очень маленький зрачок так, чтобы Горыныч не был злым. Тут мне здорово помог скриншот из мультфильма. А брови можно сделать из замши.
    
Теперь у меня дома живет свой собственный Змей Горыныч. Домашние любовно называют его Гошей. А я думаю о схеме следующей работы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий